Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Средняя доходность вкладов опустилась ниже 14,5% годовых
Мир
«КАМАЗ-мастер» отказалась от участия в «Дакаре» из-за запрета на российский флаг
Мир
В парламенте Израиля выступили за новые санкции против Ирана
Спорт
«Локомотив» принял предложение о переходе Баринова в состав ЦСКА
Мир
Зеленский заявил о намерении обсудить с Трампом гарантии безопасности
Мир
Bloomberg сообщило о просьбе НАТО послать турецкие F-16 на патрулирование Эстонии
Происшествия
Зафиксированный на севере Москвы пожар на площади 500 кв. м ликвидирован
Мир
Ливитт объяснила намерение США пробрести Гренландию конкуренцией с Россией и КНР
Мир
Зеленский одобрил похищение новобранцев 225-м полком ВСУ
Армия
Средства ПВО за три часа перехватили над территорией России 78 БПЛА
Спорт
Березуцкий ушел из тренерского штаба ЦСКА
Мир
Стало известно о 500 погибших в результате беспорядков в Иране
Мир
В США был внесен законопроект «об аннексии и государственности Гренландии»
Происшествия
В Ельце зафиксировали падение БПЛА в промышленной зоне
Мир
Родригес ответила на заявления Трампа об управлении Венесуэлой
Происшествия
При атаке БПЛА ВСУ на Воронеж были повреждены свыше 50 домов и 86 автомобилей
Мир
Медведев иронично прокомментировал намерение Трампа присоединить Гренландию
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

НАТО неуклонно наращивает военную активность в северных широтах, что способствует росту напряженности в регионе. И Дания как страна — председатель Арктического совета (АС) не настроена добиваться позитивных изменений ситуации, заявил «Известиям» посол РФ в Копенгагене Владимир Барбин. Параллельно нарастает давление США на Данию: аналитики прогнозируют передачу Вашингтону исключительных прав на ресурсы Гренландии и строительство новых американских баз на острове. О сценариях развития ситуации на Крайнем Севере — в материале «Известий».

Риски конфликта в Арктике

На фоне роста напряженности в мире одним из стратегически важных регионов остается Арктика. В силу своего географического расположения, наличия логистических маршрутов и запасов критически важных ресурсов она превратилась в арену противостояния, участниками которого стали не только арктические государства, но и страны Североатлантического альянса.

Фрегаты НАТО
Фото: Global Look Press/Philip Dulian/dpa

Блок НАТО настроен не на диалог, а на военное противостояние и соперничество с Россией, в том числе в Арктике, заявил «Известиям» посол РФ в Копенгагене Владимир Барбин.

— Происходит неуклонное наращивание в регионе — как на море, так и на суше, и в воздушном пространстве — военной активности НАТО, в том числе вооруженных сил таких далеких от Арктики стран альянса, как Франция, ФРГ, Великобритания. Инициативную роль в приглашении государств НАТО в Арктику играет Дания, — подчеркнул дипломат.

По словам Барбина, вместо продвижения целей по развитию взаимовыгодного международного сотрудничества в высоких широтах внимание этих стран сосредоточено на военных аспектах. Такая однобокость западных приоритетов оказывает пагубное влияние на обстановку в Арктике.

В прошлом году активность НАТО в этом регионе достигла, возможно, исторического максимума. В Финляндии в феврале проводились учения сил специального назначения из США, Канады и Финляндии Arctic Forge. На Аляске в августе состоялись маневры Arctic Edge, где испытывались новые системы связи. Были также организованы специализированные учения подводного флота США и Великобритании.

Учения Arctic Edge
Фото: Global Look Press/Spc. Preston Mothersole/Keystone Press Agency

В 2025 году несколько стран — членов блока, имеющих территории в Арктике, обновили или опубликовали новые официальные документы о политике в этом регионе. Например, в новой норвежской стратегии по Крайнему Северу говорится о создании целостного театра военных действий в Арктике. Летом свой доктринальный документ опубликовал Париж. В нем предусмотрены создание мобильной логистической инфраструктуры и использование гражданских портов северных стран для поддержки операций и учений.

За последние годы Арктика вновь, как и в годы холодной войны, стала одним из ключевых регионов военного планирования. Причем не только для арктических, но и некоторых неарктических государств. Сейчас наблюдается относительно высокий уровень военного присутствия, активности и строительства по всей Арктике. Наиболее активно эти процессы проходят в Евроарктическом субрегионе, уточнил в беседе с «Известиями» младший научный сотрудник ИМИ МГИМО Никита Липунов.

— Полагаю, что в ближайшие годы уровень военной активности и присутствия в северных широтах останется как минимум на таком же уровне. Основные арктические игроки НАТО из числа региональных государств — Соединенные Штаты, Канада, Норвегия, Дания и Финляндия. Из нерегиональных наиболее активную оборонную политику в отношении Крайнего Севера проводит Великобритания, — рассказал эксперт.

Помешать милитаризации региона мог бы Арктический совет, которому в 2026-м исполняется 30 лет с момента создания. Председательство в нем в прошлом году перешло к Дании. Однако Копенгаген не настроен добиваться прорывных позитивных изменений в развитии международного сотрудничества под эгидой Арктического совета, заявил «Известиям» посол РФ в королевстве.

Стрельба из ПЗРК
Фото: Global Look Press/Lance Cpl. Elias Pimentel/Keystone Press Agency

— Неутешительное состояние дел в Арктическом совете — это выбор наших соседей по региону, отказавшихся от взаимодействия с нашей страной. В результате общие для региона вызовы в области экологии, последствий климатических изменений, сохранения биоразнообразия, устойчивого раскрытия экономического и транспортного потенциала остаются без должной совместной реакции арктических государств, — сказал дипломат.

Сегодня Арктический совет остается основным, если не единственным, многосторонним механизмом взаимодействия России с арктическими государствами НАТО, учитывая, что в 2023-м РФ вышла из состава Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), а в 2025-м был упразднен Совет Россия – НАТО. При отсутствии альтернатив Арктический совет теоретически мог бы стать площадкой, где участники могли бы обмениваться соответствующими сигналами о демилитаризации, но структурные и геополитические барьеры делают это маловероятным, отметил в комментарии «Известиям» аналитик Центра междисциплинарных исследований Арктики НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

Получат ли США Гренландию

Между странами НАТО также есть разногласия. Вашингтон и Оттава продолжают территориальный спор по поводу делимитации морской границы в море Бофорта, где, полагают эксперты, могут находиться крупные месторождения нефти. Однако этот старый конфликт уступил место новому — притязаниям США на принадлежащий Дании остров Гренландия.

Нуук, Гренландия
Фото: Global Look Press/Johan Nilsson/Tt

Хотя сама идея присоединения самого большого острова в мире к Соединенным Штатам не новая, она опять стала актуальной после прихода к власти Дональда Трампа. Республиканец без обиняков заявил, что стремится установить контроль над этой территорией, причем не только мирными методами.

На острове и так есть американская военная база Питуффик, но Вашингтон намерен изменить принадлежность самой Гренландии. В начале 2025-го остров посетили вице-президент США Джей Ди Вэнс и сын американского лидера Дональд Трамп – младший. Но надежды договориться с местными властями не оправдались, поскольку жители острова выступают против вступления в состав США.

В Вашингтоне не отчаиваются: в конце декабря Трамп назначил губернатора штата Луизиана Джеффа Лэндри на пост специального посланника США в Гренландии. А в начале января Трамп заявил, что США «абсолютно необходима Гренландия», которая, по его словам, окружена «российскими и китайскими кораблями». По данным Daily Mail, глава Белого дома якобы приказал командованию специальных операций разработать план вторжения в Гренландию.

В Дании категорически отказываются продавать Штатам стратегически важные территории — Копенгаген ищет поддержки у Брюсселя и увеличивает расходы на оборону острова. В 2025-м на эти цели было выделено $6 млрд. По данным СМИ, военные руководители европейских стран разрабатывают план возможной миссии НАТО в Гренландии с размещением войск. При этом Дания по-прежнему рассматривает США как гаранта своей безопасности и стремится к сохранению сотрудничества и доверия в двусторонних отношениях.

Военнослужащий идет по льду во время военных учений
Фото: REUTERS/Guglielmo Mangiapane

По словам Владимира Барбина, в обзоре угроз для датской и международной безопасности, опубликованном в декабре 2025 года службой военной разведки страны, говорится лишь об интересе США к Гренландии, но не о притязаниях на этот остров. В Дании, видимо, не представляют, как можно парировать такую угрозу.

— Гренландия, со своей стороны, стремится к независимости и заявляет, что не хочет в будущем как оставаться в составе Датского королевства, так и становиться частью США. Вместе с тем Гренландия заинтересована в самых тесных отношениях с США, в особенности в американских инвестициях, необходимых для устойчивости экономики острова. В недавно обновленной стратегии национальной безопасности США, по сути, возрождается доктрина Монро, предусматривающая якобы ответственность США за ситуацию в Западном полушарии. На практике это означает, что Гренландия отнесена к сфере американских интересов. В этой связи противоречий между амбициями США, стремлением Гренландии к независимости и суверенитетом Дании над этим арктическим островом избежать будет непросто, — подчеркнул посол РФ в Дании.

Вашингтон считает Гренландию важным элементом укрепления национальной безопасности и своего рода форпостом в Арктике на фоне растущего великодержавного соперничества с Китаем и Россией. Более того, Гренландия находится в Западном полушарии, которому администрация США отвела приоритетное место в новой Стратегии национальной безопасности.

Пейзаж Гренландии
Фото: REUTERS/Guglielmo Mangiapane

— Для реализации своих целей команда Трампа может прибегнуть к дипломатическим и экономическим рычагам давления на Данию. Также американская сторона может начать активную информационную кампанию по продвижению повестки, связанной с обретением Гренландией независимости, — сказал Тигран Мелоян.

По мнению эксперта, оказание регулярного давления способно привести к тому, что в какой-то момент Дания будет вынуждена пойти на уступки — например, на предоставление исключительного доступа к редкоземельным месторождениям, залежам нефти и газа, расширение прав США на размещение дополнительных военных баз в Гренландии, включая объекты противоракетной обороны и слежения за подводными лодками в районе Фареро-Исландского рубежа. Этим Штаты обеспечат себе долгосрочные поставки сырья, получат дополнительный путь в Арктику и укрепят свои позиции в Западном полушарии.

Читайте также
Прямой эфир